Депутаты Госдумы в 1 чтении приняли законопроект № 636713-8 c малопонятным содержанием:
«Внести в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следующие изменения:
а) в части второй слова «статьями 115 частью первой, 1161 частью первой и 1281 частью первой» заменить словами «статьями 115 частью первой и 1161 частью первой»;
б) в части третьей после слов «статьями 116,» дополнить словами «1281 частью первой,».
Это полный текст законопроекта. За неясным набором статей УПК скрыто упрощение уголовного судопроизводства для жертв так называемой «бытовой» клеветы. То есть распространяемой физическим лицом в отношении другого человека без отягчающих обстоятельств (УК, ст. 128.1, ч.1). Подробно о том, что такое клевета, и чем она отличается от оскорбления, мы писали в группе ВК.
Итак, если законопроект № 636713-8 станет законом, уголовные дела о клевете без отягчающих обстоятельств будут рассматриваться в порядке публично-частного обвинения А не частного, как происходит сейчас.
Это нововведение существенно изменит судопроизводство по таким делам. По ныне действующему законодательству оно таково:
- пострадавший от «бытовой» клеветы человек обращается в суд, где должен самостоятельно доказать, что в отношении него совершенно данное преступление (он сам подает иск, собирает доказательства и т.д.), т.е. бремя доказывания полностью лежит на нем;
- дело прекращается, если стороны решают примириться;
- если дело решается не в пользу потерпевшего, суд вправе взыскать с него судебные издержки (либо разделить их между сторонами уголовного дела в случае их примирения).
Законопроект предлагает совершенно иной порядок:
- потерпевшему придется обращаться не в суд, а в полицию – с заявлением, что в отношении него совершенно преступление;
- если полиция найдет основания для возбуждения уголовного дела по ст.128.1 УК, ч.1, оно будет расследовано и ею же передано в суд;
- бремя доказывания возлагается на правоохранительные органы, что позволит более тщательно и профессионально исследовать обстоятельства дела о клевете в ходе предварительного расследования;
- примирение сторон не повлечет безусловного прекращения дела;
- судебные издержки, в случае судебного решения не в пользу потерпевшего, покроют за счет федерального бюджета.
Цель законопроекта благая – привлечь полицию для защиты граждан, пострадавших от клеветы, поручить ее сотрудникам сбор и подготовку доказательной базы для суда по таким делам. Но есть опасения, что возбуждаться подобные дела будут неохотно, и заявителям придется вместо судебной тяжбы заниматься оспариванием необоснованных отказов правоохранителей.
И неважно, живут ли они с ним совместно, или он живет отдельно, или только один из родителей проживает вместе с несовершеннолетним отпрыском. Если у него нет или недостаточно средств, чтобы заплатить за жилье и коммунальные услуги, обязанность по их оплате возлагается на родителей.
Такую позицию Верховный суд РФ сформулировал еще в 2017 году (Постановление Пленума ВС РФ №22 от 27.06.2017, п.28). Сейчас ее преподносят как новость в связи принятием ВС решения по конкретному делу - подросток, проживающий с матерью, задолжал ТСЖ около 445 тыс. руб. Более 5 лет он не оплачивал коммунальные услуги и взносы на капремонт. Нижестоящие суды возложили долг на несовершеннолетнего и его мать, но Верховный Суд вернул дело на пересмотр. Принимая решение, он напомнил, что:
- если собственником жилья или доли в нем является несовершеннолетний, то обязанность по оплате коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания;
- накопившаяся задолженность должна взыскиваться не с несовершеннолетнего, а с его родителей;
- подросток в возрасте от 14 лет и до достижения 18 лет вправе (а не обязан) самостоятельно оплачивать расходы, связанные с проживанием и оплатой ЖКУ, если у него есть для этого достаточные средства.
Возвращая дело на пересмотр, Верховный Суд отметил, что нижестоящие инстанции при его рассмотрении не привлекали отца подростка, хотя он тоже несет ответственность по долгам сына.
Из вышесказанного следует, что задолженность по квартплате должна взыскиваться ТСЖ и управляющими компаниями не с несовершеннолетних неплательщиков, а с их родителей. По долгам подростка отвечают и отец, и мать, независимо от того, где они проживают (ст.61 Семейного кодекса РФ).

С 1 апреля 2025 г. произойдет очередное повышение пенсий. Но не всех. На этот раз Правительство РФ проиндексирует только социальные пенсионные выплаты. Страховые пенсии индексировались раньше - в январе и феврале.
Увеличатся социальные пенсии на 14,75% (Постановление Правительства РФ №287 от 07.03.2025). Полный список их получателей приведен в ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Здесь мы перечислим основные категории граждан, пенсии которых повысятся с апреля, с указанием насколько они увеличатся и сколько будут составлять:
Получатели социальных пенсий |
Сколько добавят |
Размер пенсии
с 01.04.2025 |
- Пенсионеры, не имеющие достаточного стажа (баллов) для назначения страховой пенсии;
- нетрудоспособные инвалиды 2 гр., если они никогда не работали по трудовому договору;
- дети, потерявшие одного из родителей
|
+ 1134,25 руб.
|
8 824,07 руб.
|
- Дети-инвалиды;
- нетрудоспособные инвалиды с детства 1 гр., если они никогда не работали по трудовому договору
|
+ 2 722,17 руб. |
21 177,58 руб. |
- Нетрудоспособные инвалиды 1 гр., если они никогда не работали по трудовому договору;
- нетрудоспособные инвалиды с детства 2 гр., если они никогда не работали по трудовому договору
|
+ 2 268,51 руб. |
17 648,23 руб. |
- Инвалиды 3 гр., если они никогда не работали по трудовому договору.
|
+ 964,12 руб. |
7 500,53 руб. |
Суммы, приведенные в таблице, касаются федеральных пенсий. Региональные власти вправе назначать дополнительные денежные выплаты для вышеперечисленных категорий граждан.
Кроме того, неработающим пенсионерам с маленькой пенсией положена социальная доплата до прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в регионе их проживания (п.1 ст. 12.1 закона «О государственной социальной помощи»). Например, в Санкт-Петербурге с января по декабрь 2025 г. его размер составляет 16623 руб. (Постановление Правительства СПб от 08.08.2024 № 682).
С 01 марта 2025 г. все граждане России имеют право установить запрет на выдачу себе потребительских кредитов и денежных займов. Долгожданный закон от 26.03.2024 №31-ФЗ наконец вступил в силу, предоставив гражданам такую возможность. Как ей воспользоваться, в чем суть закона, и каковы пределы самозапрета, сейчас поясним.
Что такое «кредитный» самозапрет?
Запрет на выдачу кредитов и займов – это пометка в кредитной истории гражданина, сделанная на основании его волеизъявления. Она ставится после подачи физическим лицом соответствующего заявления. Теперь любой банк или микрофинансовая организация, перед тем как оформить кредит или займ на определенного человека, обязан проверить, сделана в его кредитной истории такая отметка или нет. И на какие именно действия банка распространяется самозапрет.
Дело в том, что гражданин вправе установить разные виды ограничений:
1) полностью отказаться от выдачи ему кредитов в любой форме, в том числе, и при личном посещении банка;
2) запретить выдачу только онлайн кредитов/займов, то есть оформляемых через Интернет;
3) запретить выдачу онлайн кредитов только банкам;
4) запретить выдачу онлайн кредитов только микрофинансовым организациям.
Соответствующий вариант выбирается при подаче заявления. Услуга по оформлению самозапрета на кредиты бесплатна.
Итак, банки и микрофинансовые организации перед выдачей кредита ОБЯЗАНЫ проверить кредитную историю (КИ) заемщика и удостовериться, что тот не установил запрет на его оформление. Обнаружив в КИ полный самозапрет, финансовые организации должны отказать в выдаче любого кредита, в какой бы форме он не запрашивался. При отметке о частичном самозапрете кредитор проверяет, распространяется ли он на запрашиваемый кредит. И если да, то тоже отказывает в кредитовании.
В случае, когда банк или МФО, вопреки установленным гражданином ограничениям, все-таки оформит на него кредит (например, по поддельным или украденным документам, предоставленным мошенником), то такой «должник» освобождается от обязанности возвращать банку деньги.
Подробнее...
Но при двух условиях.
С 01 сентября 2024 г. инвалиды, не оплатившие проезд на наземном общественном С 01 сентября 2024 г. инвалиды, не оплатившие проезд на наземном общественном транспорте, смогут беспрепятственно доехать до нужной им остановки. Законодатели запретили высаживать лиц с инвалидностью из трамваев, троллейбусов и автобусов, изменив п. 22 ст. 20 "Устава автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта" (Федеральный закон №484-ФЗ от 04.04.2023, ст.1). Ранее такая привилегия действовала только в отношении детей и подростков младше 16 лет
Но следует учесть,что запрет на высадку касается не всех безбилетных инвалидов. Он применяется при двух условиях одновременно:
- если проезд не оплатил инвалид 1 группы;
- если он едет в общественном наземном транспорте без сопровождения.
Так что лицам со 2 и 3 группами инвалидности рассчитывать на снисхождение кондукторов и контроллеров не стоит. А безбилетным пассажирам с 1 группой инвалидности придется документально подтвердить свой статус, чтобы не оказаться на улице.
Нововведение может показаться неактуальным, так как инвалиды с 1 гр., как правило, имеют право на бесплатный проезд по предъявлению соответствующего проездного. В Санкт-Петербурге, например, он так и называется - "Проездной билет инвалида" и дает право на неограниченное количество поездок. Однако предъявление подобных льготных проездных приравнивается к оплате проезда. То есть теперь инвалиды 1 гр. без сопровождения смогут доехать до места назначения и при отказе предъявить льготный проездной, и при отказе от приобретения билета.
Принудительная высадка пассажиров с 1 группой инвалидности из трамвая, автобуса или троллейбуса, является административным правонарушением (п. 2.1. ст. 11.33 КоАП). Водителям грозит штраф в размере 5 тыс. руб., должностным лицам - от 20 до 30 тыс. руб.